Джинса в рекламе. Джинса. Реклама: доводы «За» и «Против»

Ты должен подчеркнуть, что компания потратила на это *** тысяч рублей! - требовал знакомый женский голос в трубке.
- Слишком много цифр, зрители запутаются, - пытался возразить я.
- Нет, Сережа, ты обязан об этом упомянуть.
- Да с чего это я обязан? - тут я уже начал заводиться.
- А с того, что тебе за это платят деньги! - женский голос чуть было не перешел на фальцет.
- Мне за ЭТО не платят, - ответил я и бросил трубку. Это был мой последний проплаченный сюжет, в котором мне навязывали чужую точку зрения. Проплаченный, естественно, не мне. Что, в общем-то, не меняло сути. Да, я когда-то периодически снимал "джинсу".

"Джинса" - это не только специально пошитый материал. В журналистике этот термин обозначает проплаченный сюжет. Иногда это еще называют "заказуха". Нет, вовсе не реклама. Такой репортаж идет в общем выпуске новостей, но снят за деньги и в интересах заказчика. Чтобы зритель не догадался, что этот сюжет проплачен, он идет без полагающейся в таких случаях специальной отбивки. По крайней мере, чтобы не всякий зритель смог понять. Разумеется, это нарушает законы о СМИ и о рекламе. Но кого это волнует.

Часть акций телекомпании "Апекс-ТВ", в которой я тогда работал, принадлежала "Евразхолдингу". Сейчас им владеет господин Абрамович. До этого господин Абрамов. Невелика разница, как видно. Помимо этого в Новокузнецке "Евразхолдингу" принадлежали два крупнейших металлургических комбината - КМК и ЗСМК, и рудники на юге Кузбасса. Предприятия требовали модернизации, стоящей больших денег. А рудники и вовсе были убыточными. Но уволить сразу и всех работников было нельзя - это означало социальный бунт. Поэтому увольняли постепенно. Деньги вкладывали время от времени. И чтобы бунта не было, о каждом таком вложении рассказывали населению. В том числе через телекомпанию, в которой я тогда работал.

Мне приходилось ездить по меткомбинатам. Но больше всего мне пришлось поездить по рудникам. Я полюбился пресс-службе компании, которая за них отвечала - "Евразруде" (дочка "Евразхолдинга"). Скажете, продажный журналюга? Формально имеете полное право. Но у нас было негласное соглашение с пресс-службой. По крайней мере я так считал. Информационный повод придумывают они. А я снимаю так, как это вижу. В качестве журналиста я побывал на всех шахтах и не по одному разу всех этих маленьких поселках и городках на юге Кузбасса - в Казе, Таштаголе, Шерегеше.

Информационные поводы иногда были глупейшими. Однажды нас пригласили снимать сюжет по поводу перевыполнения плана перед Новым годом. Это выглядело так: на фоне облезлой елки шахтерам вручали грамоты. За перевыполнение плана. Без преувеличений, это именно так и выглядело. Ну нельзя из этого делать репортаж. Ну честно, это ни кому не интересно. Наверняка вы, увидев такую картинку, тут же переключили бы канал. Давайте уже спустимся в шахту и снимем горняков в работе, говорил я, про себя тихо матерясь, не потому, что нужно спускаться, а потому, что пресс-служба не подготовилась. И параллельно я размышлял, как же можно повернуть этот сюжет. И в результате я спускался на такую глубину, где даже сами шахтеры не работали. Я стоял в стволе шахты на самом нижнем уровне на тонком жестяном листе. И рассказывал об условиях работы. А под этим листом железа была пустота. Сверху лилась вода. И оператор, как сейчас помню, не решился ко мне присоединиться, поэтому стэнд-ап я писал внизу, а он снимал сверху. Как я туда добирался, все эти экстремальные подробности рассказывать не буду. И все это ради "джинсы".

Я ни в коем случае не пытаюсь как-то специально оправдаться. Да, я снимал "джинсу". Я снимал заказные сюжеты. Я просто пытался хоть как-то эти сюжеты превратить из "заказных" в информационные и интересные зрителю. А главное - в честные. Я в совершенстве освоил иносказательный язык. Потому как в заказном сюжете нельзя показать неудобную правду. Но можно намекнуть. Да, еще я овладел приемом намеков. Во всех этих приемах одно хорошо - их не понимают заказчики сюжетов. Но плохо и то, что не все зрители эти намеки распознают. Разумеется, я снимал и обычные репортажи. Ведь "джинса" - это не каждодневное задание. Но и иногда и такие вот "джинсовые". А потом в моей жизни случился "Интерньюс".

После того, как я отучился в "Интерньюсе", приехав, я сразу заявил, что больше снимать "джинсу" не буду. Редактор рвал и метал. Кричал, что меня уволит. Нет, в лицо мне он ничего не говорил. Об этом мне рассказали.

Буду честным, я не сдержал слова. Я снял еще несколько заказных сюжетов. Но то ли намекать разучился. То ли просто намекать устал. И, наверное, меня раскусили. И после этого и был этот телефонный звонок. Позвонила Лена Кобелева. Сотрудник пресс-службы "Евразруды". Я с ней работал когда-то в городской газете "Франт". Я тогда руководил молодежной редакцией. А она была еще молодой и перспективной, но уже опытной журналисткой. Но потом ушла в пресс-службу. И у нас были хорошие отношения. Но после фразы "Тебе за это платят деньги", я не стал слушать дальше и повесил трубку. И вовсе не потому, что мне действительно не платили отдельно за эти сюжеты. Я тогда подумал только об одном: Лена, как же так получается, ты ведь еще полтора года назад была таким же журналистом, как я, а сейчас мы разговариваем на разных языках...

Потом позвонил начальник Лены, Женя Фридрих, который извинялся. Я знаю почему. Негласный договор на том и основывался: мне дают относительную свободу в обмен на мой опыт. Но ездить на шахты я перестал. А вскоре и вовсе уволился и уехал из города.

После переезда из Новокузнецка я снимал "джинсу" еще пару раз. И можете вновь кидать в меня помидорами. Однажды - работая в моей любимой телекомпании "ТВ-2". О том, что сюжет "заказной" я узнал только после того, как уже снял его. Продюсер Лена Изофатова меня не предупредила заранее. И я догадываюсь почему. Она, скорее всего думала, что после этого я откажусь ехать на съемку. Но в этом случае, так или иначе, мне не пришлось ни под кого подстраиваться. Это было редакционное задание, был информационный повод. На то, как я об этом расскажу, не влиял никто. Также было и во втором случае - уже в "Русской службе новостей". Съезд партии "Патриоты России". Хвалить не нужно, сказали мне сразу же. Нужно было только рассказать то, что я увидел. И я рассказал. Видимо. сейчас главное для этой партии - хотя бы упоминание.

За все это время "джинса" никуда не исчезла. Напротив, она стала неотъемлемой частью российской журналистики. И сейчас, смотря федеральные каналы, я могу с 99-процентной уверенностью сказать, заказной сюжет или нет. Сколько стоит такое удовольствие? В те времена, при моей зарплате в семь с половиной тысяч один снятый мною сюжет приносил телекомпании 60 тысяч. Я знаю это точно, через меня пару раз передавали официальные бумаги. Можно попробовать проиндексировать на нынешние зарплаты. Называлось это тогда "информационное сотрудничество". Сейчас. думаю, как-то похоже.

Не стоит судить строго журналистов, снимающих "джинсу". Все судят журналистов. А я вам честно скажу, мало кто из них любит такие "заказухи". Ну если только тот, у кого в голове смешались люди, кони и, быть может, хомячки. Никто не судит главных редакторов, владельцев каналов. Никто не судит комитеты рекламы и информации, прокуратуру. А ведь все прекрасно все знают и понимают. И даже заказывают. Думаете. прокуратура не покупает "джинсу"? Может быть не за деньги, но покупает. Кому нужно, обо всем об этом известно. В конце концов, "джинса" идет на самом верхнем уровне - на федеральных каналах. Впрочем, на федеральных каналах идет и то, по сравнению с чем "джинса" - мелкие забавы.

Я долгое время хотел об этом написать. Хотел, и не решался. И прекрасно знаю, что многое из написанного известно. Но, быть может, известно не всем. Теперь можете меня подвергать обструкции.

Словарь терминов, профессионализмов и жаргонизмов, применяемых работниками в сфере медиа (журналистами, редакторами, рекламщиками, пиарщиками, соцмедийщиками и т.д.). Порой, медийщики произносят много непонятных слов, значения которых не знаешь. Ниже собраны наиболее часто встречающиеся слова в этой профессии. На данный момент в словаре 209 слов (+57 слов с прошлого раза), и он постоянно пополняется.

А
Аббревиатура - условное сокращение названия по первым буквам (МГУ, МВД, КПРФ и т.д.)
Анонс - предварительное оповещение о чем-либо.
Антрефиле - маленькая статья или заметка в газете, используемая для передачи информации о фирме, выставке, ярмарке и т.п. Обычно антрефиле не имеет заголовка и подписи.
Апрош - расстояние между буквами (в печатной журналистике).
Астротерфинг (AstroTurf - искусственная трава для спортплощадок) - формирование и поддержка искусственного общественного мнения.
Атрибуция - указание на источник информации в материале.

Б/з - без звука, смотри Бэзешка
Бабашка - крупный пробельный материал в виде круга, ромба, квадрата и т.п., заполненный типографской краской

Банка - заранее записанная программа, которая обычно выходит в прямом эфире на радио
БПС (семь-сорок) - Большой политический сюжет, который ставится в итоговой передаче. Традиционный хронометраж такого сюжета - 7 минут 40 секунд.
Братская могила - титры в конце передачи с указанием имен авторов.
Брифинг - очень короткая пресс-конференция, которая проводится по одному вопросу и сразу начинается с вопросов журналистов.
БСК - аббревиатура "Бред Сивой Кобылы".
Бэзешка (б/з) - видеоряд с интершумом, без наговора корреспондента.
Бэкграунд - фон для создания общей картины новости.
В
ВВК - ведущий вне кадра. Новость, которой не требуется делать сюжет. Ведущий сам читает текст, а на экране идет картинка.
Верстка – редактирование расположения материалов на полосе или развороте.
Верстак – верстальщик.
Вестюки - сотрудники программы "Вести".
Видеоряд - в видеосюжете, набор кадров, планов, выполняющий описательную функцию.
Виджей – ведущий шоу на музыкальном телеканале.
Висяк (Висячая строка) – неполная строка, перенесенная при верстке в начало новой колонки текста.
ВМЗ - "В монтаже и записи", сокращение про создаваемый сюжет.
Вода ("налей воды") - не несущий смысла текст (нужен, когда фактов мало, а статью нужно добить до определенного количества знаков).
Воздух – белые пятна между материалами в прессе.
Воскресный папа - ведущий воскресной еженедельной передачи. Название - встречается со своей аудиторией ("детьми") раз в неделю.
Восьмерка - одно из правил съемки концертов или пресс-конференций, при котором не должна нарушаться ось съемки между оратором и аудиторией.
Врез - цитата из текста, вынесенная в материале отдельно.
Выключка – расположение текста относительно краев монтажной области (по центру, по левому и правому краю).
Выхлоп – эффект от опубликованного материала.
Выходные данные – сведения об издании.

Вычитка - процесс обработки материала после редактирования

Г
Геморрой - денежный долг клиента рекламному отделу.
Глянец – вид журналов, отпечатанных на глянцевой бумаге. Считается, что глянцевые журналы созданы для развлечения, хотя есть много примеров, доказывающих обратное.
Гоблины - массовка, которая заменяет зрителей в программах.
Говорящая голова (говорящая попка): 1. Официальное интервью с важным человеком - в кадре только его голова. 2. Ведущий в новостях.
Гонзо (Gonzo - чокнутый) - вид журналистики, в котором повествование ведется от первого лица с большой долей субъективных мнений и оценок. Был придуман Хантером Томпсоном.
Гражданская журналистика - термин, обозначающий журналистами людей, никогда ранее не занимавшихся журналистикой профессионально. Такой термин можно применить к некоторым блоггерам.

Д
Дебрифинг - разбор полетов.
Дед-лайн (deadline) - окончательный срок сдачи материалов перед их выходом в СМИ.
Дедолайт - особый предмет, используемый осветителями. Грубо говоря, это лампа на подвижной основе, способная посылать на освещаемый объект сконцентрированный пучок света. Нарицательное название для всех ламп такого типа, произошло от фирмы-производителя Dedolight.
Деза - дезинформация.
Джингл - постоянный звуковой вариант названия радиостанции, который запоминается слушателям.
Джинса - проплаченный материал. Может быть заказан рекламным отделом издания, может заинтересованными лицами конкретному журналисту.
Дивисипрошка - кассета формата DVCPro.
ДиджЕй – ведущий музыкального шоу на радио, не путать с дИджеем.
Диффамация - распространение порочащих сведений в СМИ. Отличается от клеветы тем, что не важна правдивость сведений, а также тем, что может передаваться только на печати.
Домжур - Центральный Дом Журналиста, находящийся в центре Москвы.

Ё
Ёпрст – Константин Львович Эрнст.

Ж
Желтая пресса – вид журналистики, специализирующийся на «горячих» и скандальных новостях, часто непроверенных слухах. Название предположительно пошло от комиксов про желтого малыша .

З
Загон – материал для дальнейшей обработки.
Заседачка - скучное мероприятие, заседание.
Зеленка (хромаки, хромакей) - одноцветный фон, применяемый для съемки объекта, которому позже заменят фон. Чаще всего зеленого цвета, попадается синий фон.
Зомбоящик - популярное название телевизора.

И
Игла (шприц) - здание Останкинской телебашни.
Издатель – особый термин, обозначающий издателя СМИ - лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства (подготовку, производство и выпуск) произведений печати или продукции средства массовой информации.
Интервью – жанр журналистики, предполагающий беседу журналиста и интервьюируемого лица.
Интершум - звуковая дорожка, соответствующая происходящему на видео и сопровождающая закадровый текст. К примеру, для плана Москвы-реки интершумом будет звук воды и шум дороги рядом с рекой.
Источник – обозначение объектов, из которых берется информация. Источниками могут быть как привычные источники информации, так и простые люди.

К
Кака - материалы желтой прессы, начинающиеся со слова "Как" (пример: "Как заработать миллион сидя на диване?")
Катанка
Кирпич - большая статья в прессе.
Кернинг - изменение межбуквенного интервала в тексте.
Клевета - распространение заведомо ложных сведений в печати, СМИ, личной переписке и на словах (публично). Является преступлением.
Клоакер - определение бота, атакующего чьи-либо посты после упоминания там определенной личности. Термин придумали блоггеры.
Клок - эфирный час на радио, 60 минут. Используется для формирования эфирной сетки.
Колонка: 1. В широком смысле - столбец в макете печатного СМИ. 2. В узком - определенная рубрика, принадлежащая конкретному автору.
Компонирование - одно из правил съемки, когда вся масса снимаемого объекта переносится на одну из осей кадра.
Компот - набор разных данных в материале, дающий в итоге бесполезную смесь информации.
Консервы - материалы, которые не теряют своей актуальности никогда. Хранятся про запас на случай забивки места или эфира.
Контент - содержание, медиафаилы для материала. Иногда означает содержание СМИ.
Корзин-ТВ - долгая съемка материала, а в эфир выходит в формате б/з и на 30 секунд (весь результат в мусорную корзину).
Краснощекий - клиент с большим рекламным бюджетом.
Крупность - главная мера качества плана, которая определяет всю съемку.
Кэпшн (Caption) - подпись к фотографии в фотоархиве

Л
Ладушки - апплодисменты зрителей-массовки в программе. Записываются в начале съемок программы, пока "гоблины" еще не устали.
Лайф (Life) - вид сюжета, когда показывается само событие без комментариев журналиста.
Лайф-ту-тейп - особый вид съемки сюжета, где журналист постоянно находится в кадре и участвует в окружающих его событиях.
Лид - первый подзаголовок в статье, чаще всего выделенный крупным шрифтом. Цель лида - удержать внимание.
Ловить – получить материал по электронной почте.
Люфт - в видеосюжете, фоновый звук, который прерывает закадровый голос и идет синхронно с видеоизображением.

М
Макет - предварительная точная копия газеты или рекламы.
Макрекер - "разгребатель грязи", журналист-разоблачитель. В основном макрекерами являются журналисты, проводящие расследования в "грязных" делах.
Материал - обобщенное название продукта, произведенного журналистом.
Медовый месяц - месячная рекламная кампания с привлечением прессы, радио и ТВ
Мертвая картинка – план в видеосъемке без фонового звука, интершума.
Минидивишка - кассета формата MiniDV.
Митпаппет - по аналогии с Сокпаппетом, только им является живой человек, часто друг или знакомый астротерфера.
Момент неигры - в документальном кино так называется момент съемки, когда человек привыкает к камере и ведет себя естественно.
Моменталист - журналисты с "аппаратами моментальной фотосъемки", старое русское прозвище папарацци. Так называли папарацци в течение 20 века в России.
Монтаж - склейка планов. Существует несколько видов монтажа:
- Ассоциативный - вид монтажа, при котором используется следующий порядок планов: сначала про объект съемки, затем план по теме съемки. Пример: первый план - место взрыва бомбы, второй план - лицо человека кавказской национальности.
- Клиповый - вид монтажа, в котором использован набор планов длиной не больше 1-2 секунд.
- Линейный (аналоговый) - монтаж на аналоговом оборудовании с пленки.
- Нелинейный (цифровой) - монтаж на цифровом оборудовании с использованием цифровых источников (медиафаилы на компьютере).
- Параллельный - вид монтажа, при котором две сюжетные линии идут параллельно друг другу. Часто используется в документальных фильмах.
- Смешанный - смесь аналогового и цифрового монтажа.
Монтажка - помещение для монтажа.
Мост - выход в прямой эфир (прямое включение).
Мохнатка - заглушка на микрофон, используемая для защиты от ветра и задуваний.
Муха - микрофон на воротнике журналиста, без провода.
Мышка-наружка - наружная вывеска небольшого размера.
Мясо - ненужная часть фотографии, удаляемая при редактировании.

Н
Наговор (забрех) - закадровый голос в видеосюжетах.
Напузник - в видеосюжетах, отображение имени интервьюируемого на экране.
Новые медиа - термин, применяемый для обозначения интерактивных электронных изданий.
Ноги - сведения о материале.
Нонивент - событие, которое, по мнению журналиста или редактора, не должно упоминаться в СМИ по причине своей маловажности.
Ньюсмейкер - буквально, лицо, создавшее новость. Какая-либо знаменитость, политик, простой человек, совершивший определенные действия, после чего они получили огласку в СМИ.

О
ОБС (Одна бабушка сказала) - информация, основанная на сплетнях или взятая с потолка.
Обязон - смотри Парашют.
Обозреватель -
Оленеводы - корреспонденты с Дальнего Востока.
Офсет - способ печати, при котором краска с печатной формы передается на резиновый цилиндр, а с него - на бумагу.

П
Пакет - сюжет на радио, подготовленный и записанный заранее.
Панорама - план в вертикальном или горизонтальном движении, в котором объект или местность показаны целиком.
Папарацци - журналист, снимающий звезд шоу-бизнеса и других селебрити без разрешения последних. Иногда папарацци бывают специально нанятыми звездами для создания "неожиданной" фотографии в том месте, где захочет заказчик.
Парашют - задание, спущенное от редакции.
Паркет - официальное мероприятие (на паркете)
Перебивка - 1. На ТВ - смена планов в видеоэфире, переключающая внимание и снимающая напряжение от просмотра. 2. На радио - композиция, в начале передачи и в ее конце, используемая в качестве постоянного элемента узнавания.
Перегон - материал, который передают в редакцию с помощью флайки или из других телекомпаний или филиалов телекомпании.
Петля (петличка) - вид микрофона с проводом, который цепляется на воротник журналиста.
Пилот - пробный выпуск передачи. Пилоты чаще всего не идут в эфир.
Пионер - знаменитость средней величины, которую можно пригласить на съемки без особых трудностей. Используются для забивания студии "экспертами".
План - отрезок записи. Бывает нескольких видов:
- Дальний - в кадре умещается несколько человек.
- Крупный - в кадре лицо человека.
- Макро - в кадре объект, меньше лица (глаз, рот, нос).
- Молочный (первый средний) - в кадре человек снят по грудь.
- Общий - человек в кадре умещается целиком.
- Пасхальный (второй средний) - по пояс с небольшим захватом ног
- Трехрублевый - условное название угла съемки Кремля с Каменного моста. Название произошло от трехрублевой купюры, на которой был изображен именно такой план.
Плашка - определенная "нашлепка", на которой можно дописать какую-либо информацию.
Подвал - особый блок, в котором указываются выходные данные. Часто указывается на последней полосе внизу.
Подводка - речь журналиста перед самим сюжетом, которая подводит зрителя к новости.
Подзаг - подзаголовок.
Подставка для микрофона – журналист, который молчит при интервью, просто задает вопросы и не пытается завязать непринужденную беседу.
Позвонить дяде - взять комментарий у специалиста, чиновника, крупного должностного лица.
Полоса - фактически, страница. В прессе мало кто называет страницы страницами, чаще говорят "текст на такой-то полосе".
Портить лужайку - демпинговать, выделять рекламные места по заниженным ценам.
Портфель - условное название места, где храняться готовые неопубликованные материалы.
Пояс Шахида - микрофон-петличка с аккумулятором на поясе.
Пресс-релиз - материал какой-либо компании, адресованный СМИ. Содержит в себе информацию о компании и основную мысль пресс-релиза.
Прессуха - пресс-конференция.
Привычная камера - момент съемки, когда человек привыкает к камере, перестает ее замечать и расслабляется.
Прогон - репетиция программы, плана, шоу.
Промо-материал - материал в журналистке, помогающий при продвижении продукта или человека на рынке.
Простыня - очень длинный план.
Прямиться - выходить в прямой эфир.

Р
Разворот - две полосы на одном зрительном поле, текст на этих двух полосах.
Разметка - экземпляр газеты с указанными гонорарами журналистам.
Ракурс - угол съемки.
Раскадровка - черновой предмонтажный лист, на котором есть наброски планов в порядке их будущей склейки.
Реверберация - процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях (грубо говоря, эхо, но не эхо - специальный эффект, применяемый в аудиоредактировании на радио).
Репортаж - материал с места событий. Характеризуется оперативностью и объективностью.
Рыба - заготовка, каркас материала или макета полосы.

С
Свежая голова - постоянный сотрудник ежедневного издания, обязанностью которого является полное прочтение свежего выпуска газеты перед его публикацией.
Селебрити - знаменитость. Иногда, знаменитость, которая может быть знаменита сразу в нескольких областях.
Сетка - сетка передач, которая буквально является расписанием программ на ТВ или радио.
Синхрон - отрезок интервью, который будет подан в кадре на ТВ. Буквально, изображение, синхронное с речью. Есть два вида обозначения синхрона:
- СНХ - видео и звук идут синхронно.
- НСНХ - речь человека есть, а вместо его видеоизображения идет ряд поясняющих материалов (фотографии, кадры хроники).
Скрытая камера - вид съемки, при котором объект съемки не видит камеру или вообще не догадывается о ее существовании. Во многих странах на скрытую съемку введены ограничения.
Сникерснуть - растормошить автора материала, потрясти для получения материала.
Собака - смотри Мохнатка.
Сокпаппет - искусственно созданный персонаж в интернете, которого не отличишь от настоящего человека. Нужны для астротерфинга, так как именно они и создают фальшивое общественное мнение.
Спецрепортаж - более длинный и углубленный в проблему репортаж.
Спикер - буквально, оратор. Человек, ведущий презентацию или взявший слово в речи.
Стакан - здание телецентра в Останкино.
Статья - это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.
Стендап - работа журналиста в кадре, его лицо, его комментарии.
Стрингер - очевидец событий, приславший новость в редакцию СМИ.

Т
Таймкод - дополнительный канал (часы+минуты+секунды+кадры) при видеосъемке. Нужен для удобства монтажа.
Тарелка - спутниковая тарелка, благодаря которой осуществляется связь со студией.
Телекиллер - журналист, которому "заказали" какого-либо человека для "убийства" в эфире при помощи компромата и предвзятого отношения. Наиболее часто упоминаемым телекиллером является Сергей Доренко.
Трансфокатор (zoom) - кнопка увеличения (наезда) и удаления (отъезда) кадра. В крупных СМИ используется редко, так как нарушает логику повествования.
Тревеллинг - метод съемки, при котором камера ездит на кранах или троссах.

У
Убить - убрать из материала, вырезать ("Давай убьем ливийцев" - "Давай уберем из материала ту часть с ливийцами").
УВС - формат "Устно (ведущий в кадре) - видео (видео на экране, ведущий за кадром) - синхрон".
Удочка (журавль) - общее название микрофонов на длинной палке.
Утка - искусственно созданная шуточная новость, сплетня.
Ухо - устройство для прямой связи со студией с места событий.

Ф
Фичер (Feature) - большая неформальная информативная статья.
Флайка - машина с тарелкой на крыше.
Фонарь - буквица, первая буква в тексте, выделенная особо.
Фонотека – хранилище звуков и интершумов.
Форточка – свободное место в печатных СМИ, в которе вставляется иллюстрация или врез.
Фотобанк – хранилище фотографий. Бывают платные и бесплатные фотобанки.
Фотофичер – фотоматериал (см. Фичер).
Фрилансер - Журналист, не состоящий на официальной зарплате издания, не в штате.

Х
Хрип - аудиозапись, сделанная по телефону (она же Хрипушка)

Ч
Четвертая власть - словосочетание, применяемое к журналистике, как к четвертой ветви власти.

Джинсовая ткань пользуется популярностью благодаря своей практичности уже не один век. Она имеет универсальную текстуру и отличается видовым разнообразием.

«Прародитель» современной джинсы - парусина. Первые упоминания о ней датируются XV веком. Из материала изготавливали паруса и защитные чехлы для грузов кораблей. Несколько позже его стали использовать для пошива матросских брюк.

В середине XIX века производить штаны для золотодобытчиков и ковбоев из прочной грубой ткани придумал Ливай Страусс в Сан-Франциско. В 1873 году он вместе с Джейкобом Дэвисом запатентовал идею производства рабочей одежды из парусины с медной фурнитурой. Этот год принято считать годом появления современных джинсовых брюк.

К началу XX века они проникли в Европу и вышли на массовый рынок.

Характеристики и особенности производства

Стандартное переплетение - саржевое, наклон - справа налево. Классическое соотношение нитей - три к одному.

На лицевой стороне находятся окрашенные хлопчатобумажные волокна. Это основа полотна. Изнаночная сторона представлена неокрашенными «уткАми».

Часто к хлопку добавляют синтетику: лайкру, эластан, вискозу и пр. Делается это для снижения плотности и жесткости изделия, для придания ему эластичности.

Окраска волокон производится вываркой натуральными (индиго) или ненатуральными красителями.

Джинса в чистом виде - плотная и жесткая материя естественного происхождения. За счет этого она имеет определенные преимущества и недостатки.

Плюсы материала

  • Износостойкость. Джинсу сложно порвать, благодаря прочному переплетению нитей. Высококачественные изделия прослужат 10 и более лет.
  • Гигроскопичность.
  • Теплозащитность.
  • Воздухопроницаемость.
  • Отсутствие электризуемости и пылеемкости.
  • Джинса практически не мнется.
  • Удобство в работе. Сырье не крошится, не скручивается, не растягивается в процессе создания изделия.
  • Вариативность в видовом, модельном и ценовом сегментах.

Если в состав изделия добавляются искусственные составляющие, положительные качества материи ослабевают.

Минусы материала

  • Высокая степень усадки. Особенно это заметно после первой стирки. Предметы одежды с добавлением эластана садятся больше других.
  • Окрашиваемость. Стирку вещей из джинсы лучше проводить отдельно от остальных.
  • При неправильном уходе за вещью, она теряет свои характеристики и привлекательность (садится, растягивается, тускнеет).

Разновидности ткани

За время развития технологий производства появилось множество способов работы с джинсовой тканью. Так появились следующие ее виды:

  • Деним - самый дорогой и качественный вид. Метод переплетения - классический, изнаночная сторона белого цвета.
  • Джин - дешевая версия денима. Отличается мягкостью.
  • Ломаная саржа. Известна как обратная саржа или шеврон. Характеризуется обратным направлением рубчика в переплетении (рисунок «елочка»).
  • Эйкру, или экрю. Не подвергается окраске, имеет натуральный цвет хлопка.
  • Шамбре, или шамри. Соотношение нитей - 1 к 1. В итоге получается самая легкая материя. Ее используют для пошива таких деталей гардероба, как купальники, сарафаны, рубашки и т.п.
  • Левая джинса. В ней нить идет слева вверх.
  • Полосатая. Отличается вытканными поверх основного полотна полосками.
  • Винтаж. Известна как варенка или марочная джинса. Выделяется потертостями.
  • Люкс. Фактура однородная, без привычного рубчика.

Различия по составу

Часто к хлопку добавляют другую материю, натуральную или искусственную. Так получаются следующие виды джинсовой ткани:

  • Стрейч - материал такой же легкий, как и шамри. Отличается волокнами эластана в составе. За счет этого хорошо тянется.
  • Бондинг. К хлопчатобумажному полотну добавляется слой трикотажа. Вещь получается более теплой и приятно ложится к телу.
  • Льняная. Текстура полотна незамысловатая, имеет небольшие узелки и уплотнения.
  • Шелковая. Предметы одежды из этого полотна имеют приятный матовый блеск.
  • Дизайнерская джинса. Основное отличие - бархатистая поверхность. Достигается за счет добавления эластана. Помимо этого, содержит дополнительные декоративные элементы. Это могут быть блестки, вставки, рисунки.

Область применения

Сфера использования данного материала не ограничивается привычными джинсами. Из этой ткани шьют:

  • наряды и повседневную одежду (штаны, куртки, платья, костюмы и пр.);
  • домашние предметы гардероба и текстиль, нижнее белье;
  • сумки и обувь;
  • головные уборы;
  • предметы декора;
  • мелкие аксессуары (брелоки, чехлы для телефонов).

Соблюдение определенных условий гарантирует долгий срок службы джинсовых вещей. Рекомендуется:

  • не отдавать в химчистку;
  • перед стиркой застегивать все замки, карманы;
  • стирать с изнанки вручную, машинная стирка допускается с температурой не более 40 градусов;
  • не использовать отбеливатели, от которых вещь может побледнеть;
  • не выжимать, можно руками растягивать вещь во избежание усадки;
  • сушить в естественных условиях, не пересушивать;
  • не гладить; если возникла необходимость, делать это нужно с изнаночной стороны в режиме «хлопок»;
  • не хранить джинсовую одежду в полиэтилене или вакуумных пакетах (они провоцируют появление плесени).

Отзывы покупателей

Общая оценка свойств материала положительная. Покупатели высоко ценят универсальность джинсы, ее прочность и удобство в носке.

Негативные отзывы касаются преимущественно дешевых вещей из этой ткани: они часто садиться, растягиваться и рваться.

Фотогалерея

Другие определения рекламы

Реклама - это оплаченная, не персонализированная коммуникация, осуществляемая идентифицированным спонсором и использующая средства массовой информации с целью склонить (к чему-то) или повлиять (как-то) на аудиторию.

Используются и более узкие определения, например, ограничивающиеся лишь товарами и услугами. Иногда в определение включают такой признак, как коммерческие интересы.

Задача рекламы - побудить представителей целевой аудитории к действию (выбору товара или услуги, осуществлению покупки и т. п., а также формированию запланированных рекламодателем выводов об объекте рекламирования).

Виды рекламы

По законодательству Российской Федерации согласно объекту рекламы

  • коммерческая реклама
  • социальная реклама , направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства
  • политическая реклама (в том числе, предвыборная)

Частные объявления, то есть объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии с Законом о рекламе (ст. 2, п. 6) не рассматриваются в качестве рекламы.

По месту и способу размещения

Специфические виды рекламы по цели

  • Контрреклама - опровержение ненадлежащей рекламы. В РФ предусмотрена в качестве наказания за ненадлежащую рекламу
  • Антиреклама - информация, призванная не поднимать, а уменьшать интерес, либо дискредитировать товары, предприятия, товарные знаки. В России запрещена законом о рекламе.

Регулирование

В рекламе неизбежно сталкиваются различные финансовые и политические интересы. Потребитель заинтересован в уменьшении количества рекламы и снижении её навязчивости. Производитель же, напротив, заинтересован в увеличении как количества рекламы, так и охвата аудитории.

Интересы общества в целом требуют оградить потребителей от ложной и недобросовестной рекламы. Те же интересы диктуют необходимость стимулирования сбыта, основным средством которого является как раз реклама. Противоречивость этих интересов требует подробного регулирования. Законодательство о рекламе во всех странах представляет собой компромисс между вышеуказанными интересами.

Реклама: доводы «За» и «Против»

За

Против

История

Реклама в СССР

Но, несмотря на политизированность, несмотря на плановую экономику, коммерческая реклама всё же занимала в СССР заметное место. Больше всего рекламы публиковалось во времена НЭП . Но и в другие периоды реклама тоже создавалась и распространялась.

Вошёл в поговорку рекламный лозунг «Летайте самолётами Аэрофлота » - не только вследствие распространённости этой рекламы, но и из-за её сомнительной коммерческой ценности - Аэрофлот был единственным воздушным перевозчиком в стране, поэтому текст звучал несколько иронично (хотя суть этого лозунга была не в конкуренции с отсутствующими альтернативными авиакомпаниями, а в конкуренции с железнодорожным и автотранспортом).

Жившие в советские времена наверняка помнят и другие крылатые рекламные фразы:

  • «Нигде кроме, как в Моссельпроме»
  • «Накопил - машину купил»

и другие.

Примечания

См. также

  • Бенефакторная реклама
  • Музыка в рекламе
  • Запахи в рекламе и бизнесе
  • Ссылки

    • Мамонтов А. С. Кросс-культурный анализ в аспекте рекламоведения // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 1. - С. 111-116.

    Литература

    • Джон Р. Росситер, Ларри Перси. Реклама и продвижение товаров = Advertizing communications & promotion management. - 2-е изд. - СПб.: Питер , 2002. - 656 с. - ISBN 5-272-00241-5
    • Джим Эйтчисон. Разящая реклама. Как создать самую лучшую в мире печатную рекламу брендов в XXI веке = Cutting Edge Advertising: How to Create the World’s Best Print for Brands in the 21-st Century. - 2-е изд. - М.: Вильямс , 2007. - 512 с. - ISBN 981-244-557-9
    • Гэри Дал. Реклама для «чайников» = Advertising For Dummies. - М.: Диалектика , 2006. - 288 с. - ISBN 0-7645-5377-1
    • Джон Филип Джоунс. Рекламный бизнес: деятельность рекламных агентств, создание рекламы, медиа-планирование, интегрированные коммуникации = The Advertising Business: Operations, Creativity, Media Planning, Integrated Communications. - М.: Вильямс , 2005. - 784 с. - ISBN 0-7619-1239-8
    • Бодрийар Ж. Система вещей. М.: 1995. С. 135-163.

Традиционное женское генуэзское платье в «синих джинсах» (1890-е годы)

Первоначально джинсы шили из конопляной парусины английского или американского производства, значительно подешевевшей ввиду упадка парусного флота. Именно благодаря этому материалу джинсы завоевали славу исключительно прочной одежды. В дальнейшем конопля была вытеснена хлопком, и к началу «джинсовой революции» в мировой моде (1960-е годы) конопляная ткань уже массово не применялась в их производстве.

Этимология

Слово «джинсы» представляет собой русское образование на базе американизма jeans . Ещё в XVI веке в Европе была известна хлопчатая саржа диагонального переплетения jean, особый вид генуэзской бумазеи . С итальянского «gene» в старофранцузском появилось слово «jane» и уже оттуда перешло в английский язык .

Название материала образовалось от топонима Генуя . Саму ткань вырабатывали во Франции, в городе Ним (de Nimes), Генуя поставляла краситель - индиго .

Слово вошло в русский язык во второй половине XX века.

История

Историки уже давно проследили происхождение джинсов по их названиям в английском языке: denim и jeans . Первое указывает на французский город Ним , который славился своими прочными тканями, второе - на итальянскую Геную с её текстильными фабриками.

Первые джинсы появились у американских грузчиков. Археологические изыскания пока ничего не дали; в письменных источниках сохранились только отрывочные сведения о том, что в середине XVII века из Генуи в Северную Европу (особенно в Англию) осуществлялись поставки дешёвой ткани этого типа . Изображения предположительно джинсовой одежды (женщина в джинсовой юбке и мальчик в джинсовой куртке, сквозь прорехи которой видна светлая подкладка) обнаружены искусствоведами на картинах неизвестного итальянского мастера середины XVII в., условно названного «Мастером голубых джинсов» .

В первую очередь с джинсами познакомились жители Москвы и Ленинграда, где раньше всех начали появляться иностранные туристы и студенты. Из этих двух столиц чаще выезжали делегации за границу. Поэтому западные вещи раньше всех появлялись у жителей именно этих городов, и ряда портов - Одессы, Калининграда, Владивостока. Также именно в этих городах стали в 1964 году впервые открываться магазины «Берёзка» , где в ассортименте имелись и джинсы.

В эти же годы джинсы начали упоминаться в произведениях отечественных писателей и поэтов: Василия Аксёнова , Евгения Евтушенко . В 1963 году во время известной встречи Хрущёва с творческой интеллигенцией Никита Сергеевич укорял Андрея Вознесенского за то, что тот явился на встречу в джинсах.

Индустриальная продукция

    Как ткань деним хранится на заводе.

    Автоматические режущие машины используются на заводе RMG для резки кусков.

    P P Спрей и P P Скрепление применяется к джинсам, чтобы придать им новый облик.

    Добавление 3D-хруста, усов и морщин в джинсы, чтобы они выглядели более привычными.

    Применение постоянных морщин к джинсам.