Почему человек отказывается от мести. Как убедить человека отказаться от мести? В каких произведениях вы уже

Оскорблённое человеческое достоинство, жестокость способны вызвать ответную реакцию - месть. Что же такое месть? Это на-меренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду. Но не всё так просто, ведь месть - это сложнейшее и противо-речивое явление в жизни общества.

Основная часть

Месть или отказ от мести - такова основная проблема прочитанного мною текста.

«Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела…раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки». Прочитав это предложение, я понимаю, что автор считает желание отомстить за смерть близких людей чувством, которому трудно противостоять. И его героиня поднимает вилы…

Но в последнее мгновение Мария слышит сдавленный крик: «мама!» Почему именно это слово вложил автор в уста раненого немца? Конечно, сделано это не случайно. Кричать так может только насмерть испуганный мальчишка. В то же время Мария, услышав слово «мама», понимает, что перед ней беспомощный человек, который нуждается в помощи.

И героиня делает выбор. И этот выбор совпадает с позицией автора: у поверженного, а значит, уже неопасного врага, есть право на гуманное отношение.

Эта позиция близка и мне ещё с той поры, когда я прочитала книгу Л.Н. Толстого «Война и мир».

Русские солдаты обогревают и кормят Рамбаля и Мореля, а те, обнявшись с ними, поют песню. И кажется, что звёзды радостно перешёптываются друг с другом. Возможно, они восхищаются благородством русских солдат, выбравших вместо мести сочувствие к поверженному врагу.

Такова же и позиция писателя Гроссмана в произведении «Жизнь и судьба». Да, война несёт смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить бывшему врагу, который безоружен и страдает.

Заключение

1) Месть или отказ от мести - выбор, перед которым может оказаться каждый из нас.

Однако стоит заметить, что проблема мести связана не только с военными событиями и существует не только в мире взрослых. Месть или отказ от мести - это выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. В связи с этим вспоминается мне рассказ

В. Солоухина «Мститель». В душе героя-рассказчика идёт борьба между желанием отомстить и нежеланием бить доверчивого приятеля. В итоге ему удаётся разорвать порочный круг, и на душе становится легко.

Желание мстить погружает человека в трясину зла, подлости, хитрости и жестокости, замещает простые человеческие чувства и радости, обычные ежедневные занятия нехорошей злобной лихорадкой, отравляющей каждый день и каждый час, заставляющей придумывать всё более изощрённые способы доставления зла тому, против кого направлены все силы и вся энергия.

Человек подчиняет свою жизнь и судьбу одной цели - получить компенсацию, получить удовольствие или удовлетворение от того, что делает зло.

Пусть он делает его в ответ на то зло, которое сделали ему, но это не оправдание. Если человек не хочет быть звеном в эстафете зла, должен научиться прощать, иначе он иссушит собственную душу, потеряет правильное представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, опустится ниже, чем тот, кому он мстит.

Обычно месть полностью лишает человека спокойствия, разрушает его внутренний мир и подчиняет его своей воли. Человек, желающий отомстить забывает о доброте, великодушии и сосредотачивается только на своих уязвленных чувствах и гневе.

Это мешает мстителю быть объективным и справедливым, хотя именно справедливости он якобы добивается. Но желание мести как правило ослепляет и справедливость такого человека становится мутной и лишенной здравого смысла.

В литературе мстители очень часто изображаются в романтическом ключе и показаны как положительные герои. Именно таковым является главный герой повести Пушкина «Дубровский» - молодой дворянин, ставший разбойником, чтобы отомстить за несправедливость и смерть своего отца, но не потерявший при этом благородства и великодушия.

Хотя личная жизнь его терпит крах из-за мести. Однако есть и негативные примеры, наподобие персонажа другой повести Александра Сергеевича - Алексея Швабрина, который желая отомстить становится подлецом и негодяем.

Месть бывает разной, иногда нельзя не оправдать мстящего человека, так складывается жизнь, что его можно понять, особенно в условиях войны, или в мирное время в современном обществе, где часто нет надежды на правосудие.

Но месть чаще всего, вне зависимости от того, за что человек мстит, и как - разрушает душу, как разрушает душу и период времени, предшествующий мести. Если человек все-таки решился на месть, то значит он так и не смог простить, успокоиться, начать жить своей нормальной жизнью, а не жизнью, посвященной мести.

В литературе мы видим примеры того, как месть разрушает душу и жизнь. В «Капитанской дочке» разрушена душа и судьба Швабрина из-за совершенно недостойной и подлой его мести, в «Дубровском» главный герой потерял любовь из-за мести, которую в принципе можно оправдать, поставив себя на его место.

Месть - отвратительное качество, которое присуще подлым людям. Влияет на жизнь оно прямым способом - человек становится желчным - он противен окружающим. Великодушие - черта сильных, когда идешь дальше не смотря ни что. И те кто рядом. Поэтому самым оптимальным вариантом является великодушие, которое не стоит путать со слабостью. Всем добра! Будьте лучше, чем вчера!

Желание мстить превращается в навязчивую идею, которая не дает спокойно жить и отравляет твою жизнь. Месть - эта черта присуща людям, которые не могут простить. Только сильный духом человек может простить обиду.

Месть – обычное явление в человеческой жизни, поэтому мало кто удивляется, когда слышит о таких поступках. Тем не менее, относились и относятся к мести по-разному. Возникает закономерный вопрос, можно ли оправдать месть. Ответ на него зависит от многих факторов: религии, характера, понятия добра и зла, наконец, воспитания. Например, глубоко верующие православные однозначно скажут, что нужно уметь прощать обидчикам, ведь месть – это грех, зло. Мы не имеем право наказывать другого, это может сделать только Бог. Но есть страны, в которых расплата за вред узаконена. Там распространено другое мнение: обидчик должен почувствовать боль, которую причинил сам.

Я считаю, что ответ зависит от причин мести. В жизни бывают всякие ситуации. Есть поступки, которые простить невозможно, чтобы там ни говорили о благородстве человека, умеющего прощать. Например, убийство близкого человека. Такую потерю переживают очень болезненно, мысли о расплате возникают сами собой. У некоторых они исчезают, когда утихает душевная боль, другие же не могут смириться со случившемся горем. Месть помогает им освободить душу от чувства долга перед убитым.

В литературе есть немало сюжетов и героев, которые помогут ответить на поставленный вопрос. В произведении В. Астафьева «Людочка» рассказывается о девушке, которая закончила жизнь самоубийством. К страшному поступку героиню подтолкнули подлецы, изнасиловавшие ее. Зачинщиком был стрекач. Людочка нашла в себе силы, чтобы пережить обиду в первый раз, но когда над ней пытались надругаться снова, девушка не выдержала. Отчим не смог смотреть на это все спокойно. Мужчина избил Стрекача.

Я считаю, что поступок отчима можно оправдать. Боль, которую он причинил преступнику – ничто по сравнению с тем, что пришлось пережить Людочке. Можно только представить, что рисовало воображение, когда мужчина думал о случившемся. Он понимал, что Стрекач останется без должного наказания и кто знает, скольким невинным девушкам он искалечит жизнь. Разве можно в этом случае остаться безучастным?

Другое дело – месть Швабрина из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочь». Самолюбие мужчины было задето отказом Маши Гриневой. Швабрин отомстил ее, распустив о девушке сплетни. На этом он не остановился. Мужчина взял девушку в плен и требовал дать согласие на замужество.

Поступки Швабрина – месть Гриневой и Гриневу, которые, по сути, не сделали ему ничего плохого. В этом случае расплату нельзя назвать справедливой, так как веских причин на это не было.

Таким образом, месть оправдать можно, если на то были серьезные причины. Когда же жажда расплаты продиктована самолюбием или беспричинной злостью, оправдать ее никак нельзя. В таком случае это поступок, который показывает не лучшие стороны человека.


В статье рассматривается, как желание мести (но не сама месть) влияет на психологическое состояние человека, и как ему помочь психологическими методами избавиться от этого мучительного и деструктивного желания.

Со времен Фомы Аквинского считается, что месть – всего лишь ответная реакция, когда человек реагирует агрессией на агрессию. Месть и возмездие – очеловечивание одного из законов природы: сила действия равна силе противодействия. Око за око, зуб за зуб.

Кодекс Новозаветной морали принес принципы гуманизма, запрещая воздавать врагу злом за зло. Человеку не следует мстить за личные обиды, но он не должен стоять спокойно в стороне, когда творят зло и попирают ногами то, что свято для других. Как же обходиться жертвам с тем злом, которое им причинили насильники?

Сразу оговорюсь, что в этой статье речь не идет о случаях, требующих возмездия через "машину правосудия".

Если речь идет о материальном ущербе, эта машина вполне работает, чего не скажешь о ней, если предметом рассмотрения является ущерб моральный. В нашей стране размер этого ущерба оценивается как минимальный, потому что воспринимается как неценный (не имеющий ценности). Где же искать компенсации и восстановления справедливости?

Когда эта "машина" не справляется, все автоматически возвращается к традиции личной вендетты. Несет ли человек моральную ответственность за грязные приставания, насилие, непубличные унижения, преследование и психологический прессинг? Как справляться людям, ставшим жертвами подобных не всегда очевидных для других действий?

Здесь я ограничусь рассмотрением того, как желание мести (не сама месть) влияет на человека, и как ему помочь психологическими методами.

Симметричный ответ

Полина. Слезы текли из глаз, губы дрожали и понемногу, медленно, преодолевая свой поток, она говорит о своем желании провалиться сквозь землю, исчезнуть.

На "той" работе все было хорошо, пока не сменился начальник, который невзлюбил Полину. От придирок и антипатии – до необоснованной критики, затем унижений и даже спланированных подстав. Около 6 месяцев Полина пыталась отстоять свою компетентность, в которой прежние руководители не сомневались.

Не сумев справиться с ситуацией, девушка ушла. Казалось бы, смени работу – и все. Однако эти преследования повлияли на Полину таким образом, что она не могла пойти ни на какое собеседование. Не только профессиональная уверенность пошатнулась. С ней происходило что-то еще, с чем молодая женщина не могла разобраться.

Вспоминая случившееся, Полина ощущала сильную жалость к себе и ненависть к обидчику, да такой силы, что хотелось сделать его жизнь ужасной. Но и этого было мало: Полина призналась, что желает зла и его будущим детям. Сила этих негативных чувств испугала девушку, они были похожи на проклятие, и на какой-то миг ей стало стыдно.

Доверительные отношения, еще прежде возникшие между нами, позволили ей показать эти неприглядные чувства, хотя Полина и признавалась, что хочет их спрятать даже от самой себя. Как говорится, "умные люди не обижаются, а сразу начинают планировать месть" (из просторов интернета).

Ловушка, в которую попала девушка, оказалась вот в чем: с одной стороны, ей был нанесен вред другим человеком, и чувства жалости и ненависти были вполне адекватны, но не находили выхода, чувства бурлили в ней, не давая покоя. С другой, она порицала себя за столь сильные мстительные чувства, поскольку считала себя добрым человеком.

Итак, Полина оказалась дважды пострадавшей – от обидчика и от себя самой. И это вместо восстановления справедливости.

В своей жажде мести человек пытается избавиться от причиненного ему зла. Ему может казаться, что "симметричный ответ" восстановит равновесие и попранное чувство достоинства. Однако этого не происходит, потому что изменить уже произошедшее невозможно.

Так было и на этот раз. Я предложила девушке в воображении выразить свои чувства к обидчику. Полина уделила несколько минут этому процессу, и потом призналась, что чувствует себя "гадко", поскольку проявила себя ничем не лучше обидчика. Вслед за этим появилось чувство опустошенности.

Итак, месть не успокаивала. Месть не срабатывает, потому что зло уже произошло, и вернуть себя "до" того момента никак не получится. Вместо удовлетворения отмстивший человек чувствует опустошение.

В книге "Душа человека" Эрих Фромм описывает свою классификацию форм насилия (он, кстати, считал, что не только кровная месть, но и все виды наказания являются местью): игровое насилие, реактивное насилие, насилие через фрустрацию, насилие из мести, компенсаторное насилие.

"При мстительном насилии ущерб уже нанесен, так что применение силы не является больше функцией защиты, - пишет Фромм. - Оно имеет иррациональную функцию магическим образом снова сделать как несвершившимся то, что реально свершилось".

Иными словами, за желанием мести видится стремление "вернуть прошлогодний снег", что априори невозможно.

Как простить?

Во время мщения человек всего лишь равен своему врагу, при прощении он выше него.

Френсис Бэкон

Альтернатива мести лежит в духовной плоскости и призывает людей к прощению. Однако в своей практике я нередко встречаю людей, которые хотели бы простить, но не знают, как это сделать.

Месть, как мы уже выяснили, справляется с этой задачей, но с "побочными эффектами": с ощущением "чем теперь я лучше него" и чувством опустошенности.

В ЭОТ – эмоционально-образной терапии – есть уникальный прием, он называется: возвращение "подарка" или возвращение зла.

Этот прием позволяет успешно избавиться от последствий психологической травмы, в ходе которой пострадавшему был нанесен вред. По словам автора этого приема (и психотерапевтической школы ЭОТ), "метод предназначен для избавления клиента от "застрявших" в его психике травматических переживаний" (Н.Д. Линде, кн. "Эмоционально-образная терапия").

Этот прием не предназначен для бытового использования, его не следует применять для избавления от критики или обид. Сначала нужно убедиться, что воздействие было несправедливо и даже жестоко (подробный рассказ клиента о том, как с ним поступили, поможет в этом разобраться). В случае Полины у меня не осталось сомнений, что она стала безвинной жертвой нового начальника.

Этот прием помогает клиенту растождествиться с нанесенным ему вредом (травмой) и освободиться от бесконечных переживаний прошлого, которые также наносят ему вред.

Прием возвращения "подарка" был применен в случае Полины. У девушки тут же исчезло всякое желание мести, от ненависти не осталось и следа, и она ощутила себя очистившейся, спокойной и расслабленной. К бывшему начальнику она была полностью равнодушна, и эта история за считанные минуты ушла в прошлое.

Через несколько дней Полина вновь пошла на собеседование, и вскоре устроилась на новую работу.

Итак, отказ от мести в пользу примирения с ситуацией возможен, когда пострадавшая сторона отказывается носить в себе зло и мысленно возвращает его.

Если же идти по пути мести, даже ментальной, в виде недобрых пожеланий, то причиненное зло остается у пострадавшего, несмотря на чувство ненависти. То есть, человек носит в себе и причиненное зло, и ненависть, желание мести. Это все равно, что не обращать внимания на испачканную одежду, а все внимание перенести на того, кто ее испачкал. Даже если вы ответите, на вашей одежде все равно останутся пятна.

О внутренней чистоте и достоинстве

Ко мне обратилась Даша, 34 лет, второй раз замужем, есть дочь. Суть жалобы заключалась в том, что сколько бы она ни "работала с терапевтом", она по-прежнему не чувствует близости со своим мужем. Из рассказа женщины я узнала, что прежде она позволяла себе вести довольно беспорядочную жизнь с мужчинами, особо не задумываясь о своих чувствах и чувствах мужчин.

Все изменила встреча с нынешним мужем, которого Дарья искренне полюбила. Но то, что она называла "не чувствую близости", при ближайшем рассмотрении оказалось ощущением себя недостойной этого мужчины.

Чтобы сократить рассказ, опущу процесс поиска травмирующей ситуации, хотя он заслуживает отдельного интереса. Травмирующим событием оказалась попытка изнасилования, когда Даше было всего 15лет. Этот эпизод она неоднократно прорабатывала в личной психотерапии, и уже понимала, что не виновата в случившемся, уже вынесла все "уроки", уже понимала, что ее последующая беспорядочная жизнь была следствием того случая, и все же ощущение себя плохой не покидало ее.

Тогда был применен метод возвращения "зла" насильнику. Девушка решительно отказалась носить в себе зло, которое она ощущала как грязь, запачканность, и в своем воображении вернула его. Эффект не заставил себя ждать: Даша с облегчением вздохнула и засветилась от радости.

Я чувствую себя чистой. И достойной любви своего мужа.

Этот метод не всегда помогает простить "вредителя", но правды ради, прощение не является конечной целью. Масса примеров, когда оно и не нужно. Целью этого приема становится чувство восстановленного достоинства, которое часто сопровождается ощущением внутренней чистоты.

Продолжение следует...