Как называется человек умеющий писать обеими руками. Амбидекстр – это человек, который одинаково владеет обеими руками. Они имеют трудности в языковых навыках и риск развития сдвг

Многие считают и даже в школе учат, что правое полушарие отвечает за левую половину тела, а левое - за правую половину. И довольно популярна теория, что правши и левши отличаются по своим способностям и навыкам: у левшей развита интуиция, у правшей - логика.

Это, на мой взгляд, если не примитивное, то сильно упрощённое понимание процессов, происходящих в человеческом мозге. Такое грубое разделение функций с обобщением способностей всех отделов полушарий, и даже не их взаимодействия, просто игнорирует конкретные участки мозга, которые в эти полушария могут входить, а также, например, строение коры головного мозга, борозды и спайки, соединяющие полушария.

Нейроанатомия, само собой, не ограничивается делением мозга просто на два полушария, а показывает, что все элементы мозга имеют функциональное значение. Есть деление на доли, на отделы, на области, и каждая из них за что-то отвечает, поэтому стоит рассматривать скорее их, чем целые полушария.

Ввиду специализации отделов мозга, даже если человек хорошо пишет обеими руками, это совсем не означает, что он мыслит как Эйнштейн, а рисует как Ван Гог. Более того, у такого человека (амбидекстра) может быть и просто развита мелкая моторика обеих рук, а умственных или творческих способностей от этого будет не больше, чем у обычных правши или левши.

Амбидекстрия

Амбидекстры владеют как правой, так и левой рукой. Открою секрет: мы все рождаемся амбидекстрами. Однако к четырём годам формируется асимметрия мозговых структур, и мы «делаем выбор» в пользу правой или левой руки.

Прирождённые амбидекстры, которые сохраняют способность одинакового владения обеими руками, составляют всего около одного процента населения нашей планеты, причём даже те, кто причисляет себя к «двуруким», не всегда способны продемонстрировать абсолютно равнозначное владение обеими руками. Тем не менее, у таких людей межполушарная асимметрия всё же сведена к минимуму.

Правшей на нашей планете куда больше - примерно 45%, а чистых левшей всего около 10%. Оставшуюся часть составляют люди, у которых есть преобладание какой-либо руки при выполнении конкретного действия - те, у кого так называемое «смешанное преобладание». Кстати, у многих видов животных всё как раз наоборот - левши составляют большинство популяции.

Деление способностей и одарённости в какой-либо области по преобладанию руки, как уже было сказано, весьма условно. Существует даже теория, что развитие моторики левой или правой руки нисколько не влияет на те участки мозга, что не задействованы в координации движений.

А в чём тогда особенность амбидекстров в плане функциональной нагрузки мозговых структур?

У правшей или левшей идёт посменная активация определенных зон мозга в зависимости от загруженности. Таким образом обеспечивается физическая и эмоциональная разгрузка зон мозга. У амбидекстров с этим сложнее. Поскольку асимметрия мозга у них сведена на нет, переадресация нервных импульсов из перегруженных зон происходит труднее. Нет асимметрии, нет особых участков, которые готовы разгрузить другие зоны.

Взгляните на гифку ниже. Направление вращения фигуры можно легко изменить, стоит только чуть поднапрячься. Так мы активируем левые или правые участки мозга, перенаправляя нагрузку из одного полушария в другое. Мне всегда было интересно, что будут видеть амбидекстры с их равнозначной функциональностью мозга в таком случае.

Поскольку с разделением функций между загруженными и незагруженными участками мозга у амбидекстров есть некоторые проблемы, учёные выделили несколько недостатков амбидекстрии: амбидекстры довольно быстро устают, хуже концентрируют внимание и довольно долго обрабатывают информацию, приходящую извне. Дети-амбидекстры подвержены гиперактивности. Кроме того, считается, что они испытывают трудности в овладении языковыми навыками. Показатели амбидекстров при прохождении тестов на интеллект, мышление, арифметику и память обычно несколько ниже, чем у леворуких или праворуких. А еще по результатам одного из немногочисленных феноменов амбидекстрии, было сделано предположение, что амбидекстры чаще страдают шизофренией, чем обычные люди - у многих амбидекстров обнаружили ген LRRTM1, который ответствен за потенциальное возникновение данного заболевание. Левши также попали в категорию потенциальных носителей данного гена. Разумеется, это не означает, что все амбидекстры или левши больны шизофренией.

Есть множество теорий, которые утверждают, что врожденная амбидекстрия свидетельствует о большей талантливости в сравнении с людьми с доминирующей правой или левой рукой. Кто-то утверждает, что уровень развития амбидекстров выше, чем у других людей.

Однозначным остаётся факт, что одинаковое владение обеими руками, помогает в спорте, в искусстве, в музыке. Многие спортсмены вырабатывают данный навык в обязательном порядке, поскольку без него достичь чего-либо в этой сфере порой просто не представляется возможным. Ну и конечно, не стоит забывать про чисто бытовые ситуации, от самого безобидного - когда «не знаешь, за что хвататься» - до весьма неприятного вроде переломов.

«выработанная» амбидекстрия

Как и в случае с врождённой амбидекстрией, выработка подобного навыка может привести к перегрузке. Но всё же находятся те, кто самостоятельно развил в себе описанное выше качество.

Оценка влияния этого навыка на жизнь амбидекстра двояка: кто-то с воодушевлением рассказывает, как после овладения обеими руками межполушарная асимметрия сойдёт на нет, а мозг будет работать гармонично и эффективно, вырабатывая новые способности и навыки, а кто-то сообщает, что «двурукость» приведёт к конфликту функций головного мозга и торможению мыслительных процессов.

В начале XX века Джон Джексон, старший преподаватель школы грамматики в Белфасте, выдвинул теорию о раздельном функционировании двух полушарий и даже основал Культурное общество амбидекстров. По его мнению, вырабатывание праворукости давало развитие только половины мозга, и, следовательно, вело к потере потенциала другого полушария.

Если бы он оказался прав, амбидекстры были бы просто сверхлюдьми.

Пока неизвестно, приведёт ли выработанная амбидекстрия к таким же последствиям, что и врожденная, но на основании определённого опыта можно сказать, что при активной тренировке недоминирующей руки может повышаться агрессивность, раздражительность, быстро меняться настроение, а также замедлиться скорость подсчётов, совершения выводов или умозаключений.

Некоторые учёные даже считают, что это может вести к дисбалансу в психическом состоянии и в конечном итоге привести к развитию психических заболеваний.

Но после приобретения амбидекстрии, как правило, остаётся неплохой навык, который применим во многих сферах. Просто во время обучения необходимо внимательно следить за своим физическим и эмоциональным состоянием. А потом наслаждаться тем, что вы можете выполнять любые действия обеими руками и, если верить отдельным теориям, радоваться развитию творческих и аналитических способностей одновременно.

Если вы всё же загорелись идеей развить у себя амбидекстрию, первой рекомендацией будет набраться терпения. Чтобы развить этот навык и при этом не перегрузить себя и свой мозг, сохранив ясность мысли, может понадобиться не один год, может, даже пять (хотя всё индивидуально).

Начните с обычного теста на определение «руки ведущей». Возможно, вам будет легче, если вы узнаете, что природа заложила в вас вовсе не праворукость, а леворукость или наоборот. Таким образом, ваш потенциал поможет вам быстрее освоить данный навык.

Начните с малого! Не бросайтесь делать всё и сразу недоминирующей рукой. Скорее всего, вам это очень быстро надоест, а результаты работы, что вы проделали в самом начале пути, несколько разочаруют. Попробуйте выполнять какие-то бытовые действия другой рукой, например, мыть посуду, вытирать пыль или чистить зубы. С готовкой экспериментировать не советую - чревато плачевными последствиями на начальных этапах.

Когда почувствуете себя более или менее уверенно при таких повседневных операциях, перейдите к старым добрым прописям, родным крючкам и кружочками, что мы все выводили в детстве в первом классе. А когда освоите и это, пишите тогда, когда можете и то, что можете при любой возможности. Но не забывайте о следить за усталостью, не пичкайте свой мозг леворукостью или праворукостью, которую пытаетесь выработать в добавок к уже имеющемуся навыку от другого полушария.

Можете попробовать гулять в направлениях, противоположных привычному маршруту. Однако эффективность такого метода тренировки я не проверяла.

Если вы увлекаетесь спортом, поделайте привычные вам упражнения другой рукой или ногой, это также поможет вам развить амбидекстрию. Когда вы уже выработаете навык владения обеими руками, он, скорее всего, останется с вами навсегда.

Амбисинистрия

До сих пор было немало сказано и о правшах, и о левшах, и о тех, кто владеет руками в равной степени. А есть и люди, которые плохо владеют обеими руками - амбисинистры. Такая «криворукость» может быть как врождённой (причём таких людей ещё меньше, чем врожденных амбидекстров), так и приобретенной в результате травм, заболеваний. Амбисинистрам не остается выбора, кроме как прибегать к описанным выше рекомендациям и другим довольно утомительным методам, чтобы исправить положение. Такой труд заслуживает уважения.

Неизученность феноменов доминирования полушарий

К сожалению, неврология пока мало дает сведений о том, какое влияние имеет доминирование той или иной руки или их полная функциональная равнозначность на психику человека, на его способности и таланты. Остаётся только надеяться, что в будущем учёные смогут предоставить нам больше информации, чтобы мы могли органично использовать и развивать новые навыки и умения, прибегая к таким хитростям, как, например, обучение амбидекстрии.

Амбидекстр – это человек, которому не присуще выделение ведущей руки для выполнения деятельности, функционирование обеих рук развито одинаково, действия выполняются с одинаковой силой, скоростью и точностью. Разделяют врожденных амбидекстеров и тех, кто приобрел данное качество в процессе намеренных тренировок навыка. При наблюдении связи ведущей руки с особенностями развития мозга выявлено преобладание в развитии левого полушария (логического) у правшей, а правого (интуитивно-чувствующего) – у левшей. Что бы схематично разобраться с понятием амбидекстр, кто это – можно предложить высказывание, что амбидекстрами называют людей с одинаково и гармонично развитыми обоими полушариями. Слаженная работа интуитивного видения и логического анализа дает таким людям определенные преимущества по сравнению с большинством.

При рождении любой ребенок одинаково владеет обеими руками, и лишь впоследствии образовательной системы и наставлений родителей научается выполнять действия определенной рукой, уровень владения обеими руками, который показывают дети амбидекстры, значительно превышает показатели обычных детей.

Но хотя данная особенность и кажется исключительно положительной, сопутствующими моментами могут быть отвлекаемость, сложности в процессе обучения, быстрая утомляемость, повышенная , чрезмерная эмоциональность. Переучивание и принуждение к выполнению всего одной рукой не исправит ситуацию, а только усугубит, корректировку необходимо производить в моментах выплеска и с присущей поддержкой, когда человек выполняет успешно задания обеими руками. Ведь это уникальный дар, который можно развивать, стараясь скомпенсировать негативные сопутствующие особенности.

Кто такой амбидекстр

В последнее время происходят изменения в формировании мозговой активности человечества, и наблюдаются количественные изменения процентного соотношения детей амбидекстров по отношению к тем, у кого развита одна ведущая система и действования (процент возрастает в своих измерениях от единиц до 10-15%). И если относительно недавно можно было услышать вопрос «амбидекстр, кто это?», то сейчас это качество стало знакомо, привычно и желаемо. Люди, не получившие данную особенность от рождения, развивают одинаковое владение обеими руками при помощи упражнений, выполнения привычных действий другой рукой и прочее. Что характерно, изменения не остаются на уровне простого физического функционирования, а влияют на процессы мозговой активности и ее специфики. Те, для кого ведущей рукой была правая, в процессе тренировок замечают развитие не только способности к одинаковому владению, но и открытие творческих задатков, которые раньше не проявлялись даже в глубоком детстве. Левши же замечают, как стали более способны к структурированию своего времени и планированию дальнейшей деятельности, основываясь на фактическом анализе, а не эмоциональной вспышке.

Амбидекстр особенности своего восприятия мира не может описать как что-то отличающееся от общего, чаще всего можно услышать «мне просто все равно как держать мышку». Но амбидекстрия касается не только руки, она определяет отсутствие ведущей системы относительно любой системы организма – прицельный глаз, толчковая нога, тонкораспознающее ухо, все это характерно людям с определяющей модальностью и не свойственно амбидекстру. Они могут писать всегда правой рукой в тетради, но на доске левой, визуальная система будет ведущей левой, а аудиальная правой. В зависимости от обстоятельств или по просьбе, им не составит труда поменять руку (ногу, глаз) и продолжить выполнение работы с тем же качеством.

Из-за перекрестной работы обоих полушарий, амбидекстр особенности своего мировосприятия может обозначать, как знание, без получения информации, интуитивными догадками. Тонкое чувствование мира и великолепные логические навыки помогают анализировать и считывать информацию за доли секунды, благодаря этому сочетанию кажется, что такие люди видят будущее и черпают информацию из пространства.

Амбидекстрия выглядит как особое видение мира, ведь там где привычно наблюдать только одну составляющую (или чувства, или рассуждения) амбидекстр воспринимает целый комплекс понятий. Поскольку наш мир расщеплен, и мы продолжаем делать все возможное для дальнейшего не пересечения чувств и мышления на одной плоскости, осознать какие психоэмоциональные и нервные перегрузки испытывает человек, воспринимающий картину более целостно и одновременно довольно трудно. Амбидекстрия не только дар, но и проклятие.

Амбидекстрия плюсы и минусы

Отношение к амбидекстрии довольно разноплановое, изначально, при выявлении детей с двуруким развитием такая категория считалась неполноценной, и отмечались нарушения в развитии. На данный момент такая точка зрения признана ошибочной, и амбидекстрия считается вариантом нормального развития.

Безусловно, зачатки возможностей, обусловленные амбидекстрией, могут открыть перед человеком широкие возможности для развития, но сама по себе одинаковая развитость двух полушарий не дает гарантию , точно также как не дает ее то или иное ведущее полушарие. Человек может отлично выполнять работу обеими руками, при этом быть достаточно посредственным и не проявлять каких-либо талантов, точно также как и при развитии любого из полушарий не повышается вероятность специфических достижений. В любом случае больше ситуация зависит от личных способностей человека и приложенных усилий. Хотя при всех иных одинаковых исходных данных и одинаковых приложенных усилиях в ракурсе развития, амбидекстр имеет большие шансы для развития и реализации талантов.

Преимущества развития данного навыка может широко пригодиться в решении бытовых вопросов, при занятии спортом и на спортивных же соревнованиях (уникальность некоторых спортсменов заключается в способности орудовать сразу двумя руками). Для решения интеллектуальных задач также есть свои дополнительные бонусы, так как умение мозга переключаться с легкостью между полушариями в своей работе позволяет находить нестандартные пути решения, и помогает сохранить интеллектуально-мнестические функции в сохранности до глубокой старости.

Работа мозга, при переменном переключении между полушариями, а иногда при одновременной их работе позволяет человеку увеличить объем долговременной , увеличить скорость и качество восприятия и переработки информации. Такая особенность психики дает возможность развития мультизадачности, ребенок амбидекстр с легкостью может одновременно думать над несколькими проблемами, что ранее встречалось крайне редко и сопутствовало гениальности личности. Потенциально, амбидекстр способен на новые научные открытия значительно больше, чем остальные.

Но есть и негативные моменты такой особенности, которые связаны с выбором руки для письма или выполнения другого навыка. При попадании в стандартную государственную школу с ее каноничной системой образования, ребенок амбидекстр скорее подвергается критике и эмоциональному давлению, чем поддержке в развитии своих особенностей. Из-за нетипичного способа усваивания и преобразования информации может сложиться ощущение психической недоразвитости или наличия отклонений. При грамотном подходе, оказывается, что стоит немного поменять систему обучения и такой ребенок, которого раньше считали отстающим, показывает результаты превышающие средние.

Стоит отдельно отметить эмоционально-психологические особенности, проявляющиеся в детском и подростковом возрасте. Может наблюдаться , несбалансированность эмоционального фона и неумении сдерживать эмоции. Дело тут не в характере, а в особенностях функционирования ЦНС, которая из-за активности обоих полушарий испытывает некоторые перегрузки. Так же эмоциональная сфера остается постоянно включенной, т.е. в те моменты, когда люди с ведущим полушарием могут отключиться от переживаний, уйдя в рассуждения или работу, то амбидекстер продолжает испытывать чувства в полную силу, при этом логически анализируя. Отсюда нервные срывы, напряженные отношения с окружающими, повышенная активность. С возрастом человек учится находить собственные способы совладания с такими своими реакциями, при помощи окружения это происходит быстрее.

Начало обучения и первые шаги в школьной системе важный и трудный адаптационно шаг для человека. Учитывая особенности характера ребенка амбидекстра, можно помочь ему на подготовительном этапе.

При работе с детьми амбидекстрами основной проблемой воспитателей будет их гиперактивность. Ругать ребенка, ставить в угол и наказывать бесполезно, все, что вызовет подобный метод – это сопротивление, усиление агрессивных черт и уход в оборону вместо сотрудничества. Таких детей необходимо всегда держать в поле зрения, выбирать для них места впереди. Вместо того чтобы ограничивать старайтесь направлять энергию в русло познания и созидания.

Как воспитывать амбидекстра? Дети амбидекстры чаще всего балуются и активничают тогда, когда им становится скучно, ведь схватывают информацию они быстрее других, думают на несколько шагов вперед. Хорошо, если такому ребенку поручить роль помощника, дать ответственное задание или выполнение какой-либо дополнительной функции к основному заданию. Например, когда все вырезают аппликацию, малыша можно попросить попутно посчитать, сколько цветов было для нее использовано, какие фигуры самые популярные, и отметить, у кого из ребят работы схожи. Мультизадачность их мыслительного процесса позволит выполнить такое задание и не даст заскучать.

Важна эмоциональная поддержка и сохранение ровного тона и настроения воспитателем, когда ребенок чем-то взволнован. Ваша уравновешенность немного успокоит его, а также послужит примером того как можно справляться со своими эмоциями в будущем.

Для таких детей исключено давление в выборе ведущей руки и способа достижения результата. Вы можете сопровождать, помогать советами, задавать вопросы, предлагать попробовать разные варианты, но не переучивать, и не давить авторитетом, что какой-то из способов верный. Исследуйте мир вместе, и возможно, благодаря новому взгляду на прежние вещи вы сможете открыть для себя много новых решений и применений обычных вещей, которые подскажет вам ребенок.

Вы думаете, мир делится только на правшей и левшей? Вы глубоко заблуждаетесь. Оказывается, встречаются такие индивидуумы, которые одинаково хорошо владеют как правой, так и левой руками. Перед вами несколько любопытных фактов из жизни этих замечательных людей.

Они составляют 1% населения

Если человек может одинаково хорошо пользоваться обеими руками, значит, он входит в узкий круг уникальных личностей. Таких людей на Земле всего лишь около одного процента. Для сравнения, левшей на планете куда как больше - приблизительно 10% населения.

Их могло быть гораздо больше

Большинство из нас подвержены некоторому уровеню перекрестного доминирования. Одной рукой мы лучше справляемся с одной задачей, а вторая отведена для других целей. Возможно, в свое время мы недостаточно развили навыки.

Полушария головного мозга амбидекстров почти симметричны

Наши герои отличаются от правшей, у которых сильно доминирует левое полушарие головного мозга. У амбидекстров строение органа почти симметрично. Любопытно, но то же самое утверждение относится и к левшам.

Они обладают неврологическим феноменом

Синестезия, или феномен «смешанных чувств», не является психическим расстройством. Она дает амбидекстрам дополнительные возможности. Например, они могут видеть стандартный печатный шрифт в спектральной цветовой гамме.

Среди таких людей больше шизофреников

Исследования показали, что люди с симметричным строением головного мозга с большей долей вероятности обладают геном, связанным с шизофренией. Если же вы правша, то ваши шансы приобрести указанное психическое расстройство заметно снижаются.

Среди них больше бисексуалов

Еще одно любопытное исследование выявляло сексуальные предпочтения среди амбидекстров, левшей и правшей. В опросе принимали участие 255 тысяч человек. Люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками, более часто рассматривают в качестве романтических партнеров и женщин, и мужчин. Об этом рассказали 9,2% мужчин и 15,6% женщин. У правшей и левшей эти цифры колебались в границе от 4 до 6,3%.

Уровень их интеллекта чуть ниже

Люди, которые умеют писать и левой, и правой рукой, показывают более низкие результаты в тестировании IQ. Особенно заметна разница с «однорукими» в математических расчетах, памяти и мышлении.

Они имеют трудности в языковых навыках и риск развития СДВГ

Долгосрочное исследование 8 тысяч детей младшего школьного возраста выявило 87 учащихся, одинаково хорошо владеющих обеими руками. Оказалось, все они имели ярко выраженные трудности в языковых навыках. В тот момент, когда эти дети достигали возраста 15-16 лет, они были более подвержены симптомам СДВГ, нежели правши или левши.

Они более раздражительны

Амбидекстры более подвержены приступам гнева и капризам. Иногда они чувствуют себя неловкими и неуклюжими. Это также связано с симметричным строением головного мозга.

Они более подвержены перепадам настроения

Наших сегодняшних героев, так же, как и левшей, легко можно поколебать эмоционально. А вот правшам присуща эмоциональная стабильность.

Среди них встречаются гении

Если вам кажется, что все приведенные доводы слишком удручающие, а вы как раз входите в 1% «избранных», не спешите отчаиваться. Вместо математических способностей вам послана одаренность в спорте, искусстве, музыке и даже политике. Яркими представителями амбидекстров являются Леонардо да Винчи, Пол Маккартни, Бенджамин Франклин, Миямото, Гарри Трумэн и другие.

Людей, которым сложно использовать обе руки, называют амбисинистрами («ambisinister»). Двигательные навыки амбинистров или людей с менее развитым уровнем ловкости могут быть результатом изнурительного физического труда. Выделяют четыре основных типа преобладания:

  • Преобладание правой руки является наиболее распространенным явлением. Праворукие люди (правши) в большей степени владеют правой рукой и обычно используют ее для выполнения всех необходимых действий.
  • Смешанное преобладание , также известное как поперечное господство - состояние, в котором различные задачи лучше выполняются разными руками. Например, такие люди могут лучше писать правой рукой, а более уверенно бросать мяч - левой рукой. Однако, люди обычно считают преобладающей ту руку, которую человек использует для письма, поэтому данный тип преобладания обычно не упоминается (встречается очень редко).
  • Амбидекстрия встречается очень редко. Человек, являющийся амбидекстром, в состоянии сделать любую задачу одинаково хорошо любой рукой. Данное состояние встречается чрезвычайно редко, хотя считается, что человека можно ему обучить.

Никто наверняка не знает, почему у человеческого населения доминирующей является правая рука, однако для объяснения этого было предложено много теорий.

Теории «ведущей руки»

Современные теории рассматривают развитие преобладания какой-либо руки с различных позиций. Одна из теорий предполагает, что преобладание руки - это не простое предпочтение к ее использованию, так как две руки все равно сотрудничают друг с другом, только на более высоком уровне. Например, выполнить запись на кусочке бумаги используя только одно руку очень сложно. К данному процессу должна быть привлечена и другая рука, которая, в свою очередь, будет придерживать бумагу.

Социологические теории

В процессе эволюции происходит естественный отбор, укрепляющий и развивающий необходимые навыки и отсеивающий редкие (если они не связаны в некотором роде с желательными чертами). Однако, среди человеческого населения продолжает сохраняться "популяция левшей". Из этого можно сделать следующие выводы:

  • любые неудобства, связанные с чертами меньшинства, являются менее весомыми, чем преимущества, которыми обладают люди-левши.
  • существует некоторый род зависимости выгоды быть левшой или правшой в соответствии с относительным числом каждого из типов в популяции.

Эта теория исследовалась в 2004 году учеными Форри (Faurie) и Реймондом (Raymond). Исследования дополнялись данными об успехах левшей в определенных спортивных состязаниях, чтобы продемонстрировать, что люди-левши имеют преимущества в поединках. Процент левшей имеет зависимость (коррелируется) с количеством насилия в обществе (в исследованиях как мера использовался процент убийств). Это свидетельствует о том, что меньшинство левшей исторически играло решающую роль в развитии человеческих обществ. Однако, встречное заключение о том, что возрастание насилия в обществе приводит к увеличению числа левшей, не нашло подтверждения в исследованиях.

Воин и его щит

Эта теория пытается объяснить положение щита в левой руке воина для защиты сердца. Так как сердце находится с левой стороны тела, воин-правша (удерживающий щит левой рукой и использующий правую руку для оружия) имел возможность лучше его защищать и, следовательно, большую вероятность остаться в живых.

Данная теория имеет множество несоответствий, таких, как:

  • Начиная с Бронзового века не существовало достаточно большого количества поколений воинов, чтобы исследовать разницу.
  • Анализ древних наскальных рисунков указывает, что человечество было праворуким задолго до Бронзового века.
  • Теория не объясняет, почему в то время существовали как правши, так и левши.
  • Укол оружием в любую сторону верхней части груди в древние времена скорее всего привел бы к смерти.

Некоторые исследователи считают, что это привело бы к появлению большего процентного количества мужчин-правшей, чем женщин. Однако, данные указывают, что левшами в большей степени являются мужчины.

Разделение труда полушариями мозга

Это самая распространенная теория развития преобладающей руки. Смысл теории состоит в том, что за работу речевого и двигательного центров отвечает одно и тоже полушарие мозга, в то время как разделение работы на два полушария привело бы к уменьшению эффективности работы. Кроме того, если бы все функции распределялись на оба полушариях, то размер мозга и потребление им энергии увеличился, что является невозможным. Так как у большинства людей левое полушарие отвечает за речь, следовательно, правши являются преобладающими. Также данная теория указывает на то, что люди, являющиеся левшами, имели бы обратное (реверсивное) разделение центров в полушариях. Наконец, так как другие приматы не имеют речевого центра (по крайней мере в той степени, как люди) нет ни какого смысла в преобладании среди них левшей, что и является верным на самом деле.

Опровержения:

  • Теория не объясняет, почему левое полушарие всегда контролирует речевой центр. Почему данное разделение не выражается как 50 на 50 %?
  • В то время, как 95 % правшей действительно используют левую сторону мозга для речи, то для левшей данной зависимости не наблюдается. Одни действительно используют правую часть для лингвистических навыков, другие используют левое полушарие, третьи используют оба. Данная теория может служить вполне хорошим объяснением некоторых причин, однако имеет слишком много недостатков, чтобы объяснить все причины леворукости.

Преимущества в спорте

Преимущество для игроков одиночных видов спорта, таких как Теннис или Бокс , состоит в том, что человечество, состоит, возможно, из 10 % левшей и 90 % правшей, следовательно, левша играет 90 % своих игр против правшей, и имеет опыт перед таким соперником. Правша так же 90 % игр проводит против другого правши и к встрече с левшей менее подготовлен. Когда левша встречается с левшой, они оба, вероятно, будут иметь одинаковый уровень практики друг против друга, такой же, как имеет правша. Этим объясняется непропорционально большое количество левшей в тех видах спорта, где спортсмены встречаются один-на-один, в то время как в других видах, таких, как гольф, преимущество ассиметричной руки отсутствует.

Преимущество в рукопашном бою

Приведенные выше аргументы свидетельствуют о том, что левши имеют преимущество в поединках без оружия из-за фактора неожиданности. (Этот факт хорошо известен боксерам и привел к мировому рекорду 4 ноября 1947, когда Майк Коллинс, естественный левша, появился в углу ринга в левосторонней стойке (стойка правши), потом неожиданно изменил стойку, нанес первый и последний удар, и нокаутировал соперника, Пата Броунсона (Pat Brownson), на 4-той секунде.

Биологические теории

Существует множество свидетельств того, что уровень тестостерона, получаемый ребенком в утробе матери, оказывает влияние на строение мозга. Одна из теорий свидетельствует о том, что высокие дозы предродового тестостерона приводят к более частому появлению левшей. Доказательством данной теории служит и то, что среди левшей количество мужчин выше числа женщин, также существует большая вероятность рождения леворуких мужчин-близнецов. См. Теорию Гешвинда-Галабурда .

Асимметрия внутренних органов

В то время как внешние органы являются практически симметричными, внутренние органы, такие как сердце и желудок являются асимметричными. Возможно, на это влияет асимметричный мозг.

Экологические теории

Стресс при рождении

Основная идея состоит в том, что левша "появляется" из-за повреждения головного мозга во время процесса рождения. Некоторые статистические данные подтверждают эту теорию. Трудные или напряженные роды случаются намного чаще среди младенцев, которые в дальнейшем растут левшами или амбидекстрами. Стресс при рождении также связан с множеством врожденных дефектов и осложнений, включая церебральный паралич и аутизм.

Опровержения:

  • С течением времени во всем мире улучшился уровень медицины и технологий, применяемых при родах. Несмотря на это, пропорциональное количество левшей не сократилось. Однако, утверждение может быть верным, так как возросший уровень медицины привел к тому, что младенцы, родившиеся раньше срока (недоношенными), а так же получившие родовые травмы, вместо того, чтобы умереть, остались в живых, что и могло привести к увеличению числа левшей и амбидекстров.
  • Это не объясняет, почему люди, изначально являющиеся праворукими, только испытав родовой стресс становятся левшами. Однако данная теория, в комбинации с некоторыми из других теорий, представленных здесь, может объяснить причины возникновения леворукости.
  • Исходя из этой теории, не ясно, почему левшей среди мужчин больше, чем среди женщин.

Примечания

…Описанное выше являет собой и сбор, по большей части, суеверий - одно из которых к примеру гласит: "левши обладают более креативным мышлением" или "левосторонние нейролектики(правши), сплошь пользуются только правой рукой и обладают скудным воображением" - что настолько же абсурдно, как и утверждение о том, что лишь обладатели более внушительного левого полушария, способны стать математиками или шахматистами (что уже неверно хотя бы от того что у левшей указанное полушарие отвечает уже не за логику)...Не менее абсурдно утверждение о том, что лишь мужчины способны логически мыслить и не способны на проявление эмоций - что является подменной понятий(образного и эмоционального способа мыслить а так же сознательного и абстрактного) - на деле существуют четыре архитипа присущие и мужчинам и женщинам(в сумме восемь) среди которых соответственно выделяются и левши и левосторонние нейролектики - то есть обладатели более обширного "сознательного" полушария как и ""эмоционального" встречаются и среди женщин и среди мужчин, ровно как и среди левшей и их противоположностей... Преобладание левой, или правой руками, является условно зависимым от положения полушарий - то есть если как и описано выше, принимать за главенствующую лишь ту руку, что предпочтительно предназначена для письма, то описанное выше верно, однако не мало важным является ошибочное примечание о крайней редкости проявления преобладания "левой"(у левшей соответственно правой) руки при совершении прочих, отличных от письма, процедур... Этот эффект не только не редкость, но и в определенных местностях и при определенных видах деятельности является нормой. Например, владенение струнно смычковым и щипковыми музыкальными инструментом, подразумевают нахождение аппликатуры, именно "левой" руки, непосредственно на ладах...Очередность предпочтения рук и вовсе не зависит от положения полушария, на прямую - Скажем, то с какой ноги, или руки, вам удобнее начинать комплексное действие (требующее прямое или косвенное участие обоих рук), зависит в большей степени не от положения полушарий, а их направленности - то есть если вы, к примеру, обладаете более обширным сознательным полушарием и вы не левша, то ваша левая рука проворней своей соседки, но если ваше правое полушарие обгоняет левое, при тех же условиях(вы не левша), то именно соседка обойдет вашу левую руку и надо заметить, что ваша половая принадлежность на это не повлияет... подробнее об этом можно узнать здесь


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ведущая рука" в других словарях:

    Преобладающая рука (англ. Handedness) признак, возникающий из за неодинакового развития моторных навыков между левой и правой руками. Человека, который в большей степени владеет правой рукой, называют правшой, а того, кто чаще использует левую… … Википедия

    Бриллиантовая рука … Википедия

    Бриллиантовая рука Жанр комедия Режиссёр Леонид Гайдай Автор сценария Яков Костюковский Морис Слободской Леонид Гайдай … Википедия

Большинство из людей, которые читают эту статью, являются правшами, небольшая часть аудитории относятся к левшам, и совершенно ничтожная доля – амбидекстры. Амбидекстр — это человек, который способен владеть одновременно двумя своими руками в равной степени.

По мнению статистики примерно 1% детей появляются на свет с амбидекстрией. Однако, эту способность можно развить самостоятельно в зрелом возрасте.

Ранее считалось, что амбидекстрия – это диагноз, и воспитатели стремились устранить дефект. Теперь же наоборот некоторые осознанно развивают в себе способность владеть двумя руками. Ведь на самом деле у этого феномена есть и множество достоинств, которые делаю таких людей особенными.

Факты об амбидекстрах

  • Амбидекстры быстрее принимают решения.
  • Такие люди могут легко выполнять многозадачные дела.
  • Уровень IQ амбидекстров выше, чем у левшей и правшей.
  • Среди известных и самых выдающихся амбидекстров можно выделить Леонардо да Винси, Джимми Хендрикса и Марию Шарапову.
  • Амбидекстрия может быть врождённой (1% детей) или приобретённой, развитой самостоятельно.
  • Амбидекстры гиперактивы.
  • Амбидекстры могут писать одно и то же слово или рисовать одну и ту же фигуру двумя руками одновременно.

Амбидекстр: плюсы и минусы

Правой рукой человека управляет левое полушарие мозга, а левой – правое. Левое полушарие в ответе за логическое мышление, анализ и вычисления, а правое – за эмоции, чувственность и интуицию. Таким образом, правши более преуспевают в логике, а левши в чувствах.

Амбидекстр — это человек, который обладает способностями и левшей, и правшей одновременно, так как оба полушария его мозга одинаково развиты.

Амбидекстры могут стать отличными музыкантами и спортсменами. Так, владение музыкальным инструментом сразу двумя руками одинаково ловко позволяет быстрее его освоить, в том числе и исполнять на высшем уровне самые сложные техники игры. Владение спортивным тренажёром одинаково сильно обеими руками позволит обогнать соперников, например, можно легко играть в теннис, меняя левую и правую руку, и бить ракеткой одинакового сильно.

Талантливый гитарист Джимми Хендрикс был амбидекстром. Художник, энциклопедист и изобретатель Леонардо да Винчи был амбидекстром.

Если у обычного человека повреждена ведущая рука (например, перелом), то он теряет дееспособность в быту, в то время, как абидекстр может легко заменить одну руку на другую.

Амбидекстр — это человек, который склонен к быстрому импульсивному принятию решений, так как способны максимально объективно анализировать события. Это важное качество в критических ситуациях.

Такие люди могут видеть мир как с логической, так и чувственной стороны одновременно. Поэтому окружающее им видится более в ярких красках, чем левшам или правшам.

Амбидекстрия также показывает и недостатки в жизни человека. Так, дети-абмбидекрсты, попавшие в школу, вероятно, будут подвержены давлению со стороны педагогов, которые будут стремиться переучить их к праворукости. Эмоционально это будет тяжело для ребёнка.

Дети с такой особенностью часто страдают гиперреактивностью и синдромом недостатка внимания. Это негативно сказывается на их обучаемости. Поэтому может сложиться впечатление, что амбидекстр — это умственно несовершенный ребёнок. Однако, это не так, уровень IQ таких людей выше, чем у левшей или правшей, так как они быстрее усваивают материал.

Российская теннисистка Мария Шарапова является амбидекстром. Чехословатская и американская теннистка Мартина Навратилова является амбидекстром.

Испытывая тяжёлые переживания, люди с одним ведущим полушарием способны переключаться и отвлекаться от неприятных мыслей, занимаясь работой, требующей логического внимания. Амбидекстры же так не смогут и будут одновременно испытывать эмоции по поводу своего переживания и логически его анализировать. Они не смогут переключиться на другое дело, пока не забудут своё переживание. Это может негативно сказаться на психо-эмоциональном состоянии человека.

Некоторые специалисты считают, что амбидекстры склонны к шизофрении и у них чаще болит голова.

Знаменитые амбидекстры

Амбидекстр — это люди особенные, со специфическим складом ума и среди них есть множество известных выдающийся личностей, которые внесли большой вклад в развития всего человечества.

Например, Леонардо да Винчи, известный учёный энциклопедист, художник и изобретатель, создавший Мона Лизу и спроектировавший летательный аппарат задолго до его появления.

Известный гитарис Джимми Хендрикс, который мог играть на гитаре как левша и правша.

Чемпионки по теннису Мария Шарапова и Мартина Навратилова не стали бы такими выдающимися спортсменками без амбидекстрии.

Кроме того известными амбиекстарми являются актёр Том Круз, певица Мирей Матье, писатель и автор словаря Владимир Даль.

Тест на амбидекстрию

Если вы амбидекстр, то вы, наверняка, уже давно об этом знаете. Однако каждому будет интересно проверить это. Есть один простой тест.

Взгляните на изображение ниже. Если фигура девушки вращается по часовой стрелке, то у вас ведущим является левое полушарие и вы правша. Если фигура вращается против часовой стрелки, то, соответственно, у вас активна правое полушарие и вы левша. Если же вы легко можете переключать в голове вращение фигуры то в одну, то в другую сторону (не в воображении, а реально видеть вращение в обе стороны), то вы абмбидекстр.

Если у вас не отображается картинка, то отключите в браузере AdBlock.

В зависимости от того, какую ногу и руку девушки вы представляете себе ближе, фигура будет вращаться в ту или иную строну. Вы можете увидеть это лучше по иллюстрации ниже.

Как стать амбидекстром

Изначально все дети могут одновременно хорошо управлять обеими руками. Но в ходе образования, чаще всего правая становится ведущей. Соответственно, способность управлять левой рукой остаётся у человека на всю жизнь забытой. Но она есть, и её можно вспомнить.

Многие спортсмены и музыканты намеренно развивают в себе это свойство, чтобы быть лучше в профессиональном плане. Как было сказано выше, амбидекстр — это человек, который по некоторым физическим умениям может превосходить других.

Для того, чтобы стать амбидекстром, следует постепенно перекладывать функции правой руки на левую (если вы правша, а если левша, то наоборот). Например, держать ложку во время трапезы, перевесить сумку на другое плечо во время ходьбы, держать ложку во время еды.

Для достижения амбидекстрии также нужно тренироваться писать обеими руками одновременно. Возьмите бумагу и ручки в обе руки и начните писать левой и правой рукой одинаковые слова. Направленность и наклон текста не имеет значение, главное, чтобы у вас получались буквы. Это получится не сразу, но это можно развить.

Ниже вы можете видеть, как обеими руками пишут амбидекстры.

На развитие амбидекстрии уходит значительное время. При этом человек почувствует не только изменения во владении руками, но и в психо-эмоциальном состоянии, так изменяться будет и его мозг.